Финансы

Автолизинг наезжает на автокредиты

В следующие два года до 10% объема рынка автокредитования может перейти в автолизинг для физлиц, ожидают эксперты. В текущих регуляторных условиях автокредитование становится все менее доступным для граждан, в том числе для индивидуальных предпринимателей. Лизинговым компаниям для удовлетворения спроса со стороны новых клиентов придется существенно менять механизмы работы.

Автолизинг наезжает на автокредиты

На фоне ужесточения регулирования кредитования физлиц Банком России, в том числе и в залоговых сегментах (см. “Ъ” от 17 октября), часть спроса на автокредиты может перейти в сегмент автолизинга, ожидают эксперты и участники рынка. НРА оценивает переток в размере 3–5% от объема нового бизнеса. По оценке гендиректора финтех-компании «Баланс-Платформа» Евгения Сеньковского, в 2025–2026 годах в сегмент автолизинга для физлиц может перейти до 10% рынка автокредитования.

Выдачи автокредитов падают с октября текущего года. Так, по данным Frank RG, в ноябре 2024 года объем выдачи составил 115,5 млрд руб., что на 31% ниже, чем в предыдущем месяце, и на 22% ниже, чем годом ранее. И в первой половине 2025 года участники рынка восстановления сегмента не ждут (см. “Ъ” от 16 декабря). Рынок лизинга уже по итогам девяти месяцев 2024 года не показывал роста (см. “Ъ” от 3 декабря). Причем впервые с 2019 года снижение показал сегмент автолизинга, традиционно бывший драйвером рынка.

На этом фоне участники этого рынка, зачастую банковские группы, имеющие в своем портфеле и автокредитование, и лизинг, заинтересованы в оптимизации работы обоих сегментов и сохранении клиентов внутри группы. «Это позволит им сохранить рискованного клиента в периметре группы на минимально рискованных для банка условиях: по лизингу нет необходимости соблюдать установленные Банком России макропруденциальные лимиты, формировать резервы, рассчитывать долговую нагрузку заемщика»,— поясняет господин Сеньковский. Кроме того, по его словам, в случае дефолта клиента по договору лизинга «процедура изъятия и реализации предмета лизинга для банка менее затратна», так как не требует судебных разбирательств.

Для некоторых категорий клиентов — ИП, самозанятых — оформить лизинг намного проще в текущих регуляторных условиях, чем кредит, отмечает директор группы по обслуживанию компаний автомобильной промышленности ДРТ Александр Васильев. Тем более что на балансах лизинговых компаний и банковских групп находится много автомобилей, которые имеют ликвидность (см. “Ъ” от 4 декабря).

Но пока что речь идет о ситуациях, когда кредит привлечь просто невозможно, а автомобиль необходим, например, для ведения бизнеса, признают эксперты. Тем более что пока лизинг менее выгодный и понятный продукт для физических лиц. Лизинг им будет обходиться дороже как минимум на 20%, так как возникает НДС, который лизинговые компании должны начислять и уплачивать в бюджет. Также лизинговый платеж физлица не смогут отнести на расходы и оптимизировать свое налогообложение, в отличие от юрлиц и ИП, уплачивающих НДС, поясняет глава совета директоров компании «МСБ-Лизинг» Юрий Колесников.

Другая трудность — нежелание дилеров продавать физлицам что-либо с применением инструментов лизинга. Как поясняет гендиректор «Флит Автолизинг» Алексей Смирнов, «с автокредитования дилеры зарабатывают в несколько раз больше, чем с лизинга». Поэтому необходимо будет развивать работу с собственными стоками, в том числе через маркетплейсы, уверен он. Помимо этого, для лизинговой компании развитие услуг для физлиц предполагает создание отдельно выстроенной продуктовой линейки и риск-политики, говорит директор департамента продаж «Газпромбанк Автолизинга» Николай Фомин. «И с учетом сегодняшней макроэкономической ситуации кажется очевидным, что частные лица, которые пойдут в лизинг, будут высокорискованным, не очень хорошим сегментом клиентов»,— указывает он.

Банки ужесточили требования к фондированию лизинговых компаний, стоки лизинговых компаний переполнены, а потребительская активность в отношении б/у транспорта низкая (см. “Ъ” от 2 декабря), подтверждает риски директор рейтингов нефинансовых и лизинговых компаний рейтинговой службы НРА Анна Кудринская. Кроме того, работа с физлицами чревата контактами с Роспотребнадзором, который в спорных ситуациях встает на сторону «физиков», которых считает априори слабой стороной, опасаются в опрошенных лизинговых компаниях.

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»